Меню Закрыть

Памятник Минигали Шаймуратову

Говорят памятник есть восклицательный знак истории, память одетая в камень. При виде монументального ансамбля, воздвигнутого в честь генерала Минигали Шаймуратова на Советской площади Уфы 11 октября 2022 г., сразу ощущаешь значимость увековеченного здесь события для всего народа. Становится понятно – конная статуя посвящена человеку, который совершил подвиг и прожил столь достойную жизнь, что имя и облик его сохранены как пример для потомства. Хотя памятник носит имя ставшего легендарным башкирского героя и первого командира не менее легендарной 112-й Башкирской кавалерийской дивизии генерал-майора Шаймуратова, в целом ансамбль посвящён всем воинам-защитникам Родины выходцам из Башкирии и, в первую очередь, знаменитым кавалеристам 112-й дивизии. 78 из них стали Героями Советского Союза, пятеро – полными кавалерами ордена Славы. Такого количества героев не знала ни одна дивизия Красной Армии. Поэтому на фасаде монумента можно увидеть геральдический щит, увенчанный Звездой Героя России.

К началу Великой Отечественной войны в Красную Армию входило 13 кавдивизий из них 4 горно-кавалерийских (78 тыс. человек; на 1938 г. было 32 дивизии). Кавалерия оставалась самой большой по составу среди всех европейских армий. Сокращение численности кавдивизий к 1941 г. было связано с учётом быстрого насыщения армий мира автоматическим оружием и другими видами вооружений, бурным развитием артиллерии, военно-воздушных сил и бронетанковых войск, а также стремлением руководства страны и Вооружённых Сил к разумным пропорциям различных родов войск в армии. Хотя боевые действия в Польше и Франции в начале Второй мировой войны указывали на то, что кавалерия теряет свое былое значение, опыт первых недель войны в СССР показал – роль кавалерии недооценена и необходимо вернуть её в Красную армию, нарастив численность. Причём на этом настаивал начальник Генерального штаба и заместитель наркома обороны Г.К.Жуков, предлагая создать несколько десятков лёгких конных дивизий, численностью порядка 3000 человек. Он был прав, потому что кавалерийские корпуса оказались самыми устойчивыми соединениями Красной Армии в 1941 г. Так начиналась история воссоздания кавалерии и образования с июля по декабрь 1941 г. 82 кавалерийских дивизий, 6 из которых относились к классу легких, в том числе 112-я национальная Башкирская формировавшаяся в Уфе и насчитывавшая на июль 1942 г. – 4605 человек (по штату 3447).

Сразу отметим, в той войне, лошадь для кавалериста была средством передвижения, а не боя и в атаку на коне почти не ходили, тем более с шашками наголо против танков. У Красной Армии не было мобильных частей, что и позволила тогда заменить кавалерия, превратившаяся в своего рода “ездящую пехоту”, способную за сутки преодолевать до 100 км. В состав 112-й дивизии входили 3 кавалерийских полка, по 4 сабельных эскадрона в каждом и несколько дивизионов обеспечения. В ходе войны дивизии будут приданы артиллерийский и танковый полки. Возраст кавалеристов не должен был превышать 40, а в строевых подразделениях 35 лет. Личный состав первоначально более чем на 80% состоял из башкир, по социальному положению включал 26% рабочих и почти 67% колхозников, остальные из служащих. С высшим образованием было более 1/3 личного состава, со средним более половины.

112-я дивизия прошла героический боевой путь, начиная от первого боя 2 июня 1942 г. около города Елец, в составе 8 кавалерийского корпуса Брянского фронта и заканчивая участием в Берлинской операции 1945 г. Особое отличие она проявила в боях при форсировании Днепра 22-30 сентября 1943 г., за что в дивизии было награждено 1408 человек орденами и медалями. За освобождение Черниговской области и форсирование Днепра 54 воина дивизии стали Героями Советского Союза. Участвовала она в знаменитых стратегических операциях: “Уран”, “Малый Сатурн”, “Скачок”; освобождении Белоруссии (Мозырском рейде, Калинковичи); воевала под Ковелем, Владимир-Волынском (Украина); освобождала Польшу (Хелм, Люблинско-Брестская операция), за это удостоена ордена Суворова II степени; участвовала в Восточно-Померанской и Берлинской операциях (Бранденбург),отмеченная за мужество орденом Кутузова II степени. За отличия в Сталинградской битве с 1944 г. преобразована в 16-ю гвардейскую Башкирскую кавдивизию. В годы войны 3860 бойцов и командиров дивизии получили государственные награды, 15 раз дивизия была отмечена в приказах Верховного главнокомандующего.

Её бессменным командиром с 25 декабря 1941 г. до своей гибели 23 февраля 1943 г. был полковник Минигали Миназович Шаймуратов (1899 г.р.), призванный из корпуса генерала Льва Михайловича Доватора. После него до конца войны дивизией командовал полковник Григорий Андреевич Белов (генерал-майор с октября 1943 г.).

Будущий генерал Шаймуратов был ярким представителем своего времени, выходцем из народа, ставшим национальным героем башкирского народа. Родился он в Кармаскалинской волости Уфимской губернии и рано лишился матери. Детства у него практически не было, а в 13 лет оно закончилось вовсе, когда он стал жить самостоятельно. Среди других своих сверстников, его отличала чрезвычайная, просто выдающаяся любовь к лошадям, страсть к чтению и игра на гармони, которой владел он мастерски.

Пройдя горнило гражданской войны, сражаясь на Восточном, Туркестанском, Южном фронтах и в Крыму, под руководством знаменитых военачальников: Блюхера, Фрунзе и Будённого, он обращает на себя внимание командиров преданностью делу революции, физической развитостью, способностью к военному делу и неуёмной тягой к знаниям. Закончив в 1921 г. курсы Казанской кавалерийской школы, в 1925 г. он учится в Москве в военной школе им. ВЦИК РСФСР и через некоторое время его назначают командиром полка, охраняющего Кремль. В 1931 г. Шаймуратов становится слушателем Военной академии им. Фрунзе, показав превосходные знания в военном деле, политических дисциплинах, изучении языков. По окончании академии он отлично владеет немецким, китайским, казахским, уйгурским, хорошо понимает английский и французский языки. Работает во 2-м отделении разведуправления Красной армии, военным атташе в Турции и Китае.

С началом Великой Отечественной войны его полк отправляют для укрепления корпуса генерала Доватора, с которым он совершает рейд по тылам противника в районе Смоленска. За беспримерную отвагу проявленную в бою под Волоколамском, Шаймуратова наградили вторым орденом боевого Красного Знамени. По просьбе руководства Башкирии полковника Шаймуратова назначают командиром вновь созданной 112-й кавалерийской Башкирской дивизии. К этому времени среди прочих наград он удостоен именной серебряной сабли, которую вручил ему лично Будённый и с которой он не расставался до самой смерти. Назначенный командиром, в короткий срок Шаймуратов приводит свою дивизию в состояние полной боевой готовности, потому что комдив был из числа тех командиров, которые воспитывали бойцов личным примером. Именно на Советской площади города, где ему будет поставлен памятник, в марте 1942 г. полковник Шаймуратов доложил руководству республики о том, что бойцы готовы к отправке на фронт. Пройдя с дивизией весь тяжёлый путь дорогами войны, он сражается в Курской, Липецкой, Ворошиловоградской областях. За участие в Сталинградской битве 10 ноября 1942 г. Шаймуратову присваивается звание генерал-майора, а за бои в окрестностях Чернухино-Дебальцево командование преобразовывает 112-ю Башкавдивизию в 16-ю гвардейскую (февраль 1943 г.; на 1 февраля 1943 г. в дивизии 2052 человека и 1472 лошади), а 8-й кавалерийский корпус в составе которого сражалась дивизия в 7-й гвардейский кавалерийский корпус. Здесь в этих боях при прорыве из окружения сложил голову славный сын башкирского народа, за исключительное мужество ещё до гибели 14 февраля 1943 г. награждённый орденом Красной звезды (в те дни погиб и заместитель командира 112-й кавдивизии полковник Андрей Васильевич Берёзко). 30 марта 2020 г. генерал-майору М.М.Шаймуратову присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Сын бурлака, дослужившийся до золотых генеральских погон, Минигали Мингазович всю свою сознательную жизнь отдал военной службе, школу которой он прошёл не в тылу и штабах, а на передовой. Недаром на памятнике Шаймуратов представлен в напряжённый момент кавалерийской атаки, как бы в момент наивысшего душевного подъёма. Генерал держит в правой руке обнажённую шашку, темляк которой взметнулся вверх, а за спиной распахнутая от быстроты движения бурка. Всё в его фигуре подчёркивает динамику и силу. Смелая и решительная поза отражает характер кавалериста, поэтому памятник призван воодушевлять. Плеть в левой руке заимствована у монумента Салавату Юлаеву, что символизирует общность с башкирским народом. Высота конной статуи 6,5 метров, а вместе с постаментом композиция возвышается на 13,5 метров. Всего на отлив всех деталей ушло более 40 тонн бронзы.

Бронзовая конная фигура дополнена множеством сюжетных линий, расположенных на постаменте памятника. Авторы проекта рассказывают этим не просто о Шаймуратове, они хотят показать роль предков, почему он стал таким, его корни, исторических предшественников и подвиги 112-й кавалерийской дивизии. С двух сторон постамента размещены рельефные композиции. С правой стороны композиция носит название “Душа башкирского народа и его история в эпосе и легендах” и отражает историю народа, его национальное достояние. Здесь виднеется фигура мальчика с гармошкой – это Минигали в детстве, обозначая его любовь к музыке. Рядом расположена сцена с бурлаками – символ тяжёлой доли народа, одним из бурлаков был отец Шаймуратова. Далее видно стилизованное изображение парохода “Урал”, на котором будущий военачальник с 14 лет служил матросом после смерти матери и парящего орла – символ родного района Шаймуратова. Следующий фрагмент рельефа знакомит с “северными Амурами” – башкирскими воинами-лучниками, участниками заграничного похода русской армии 1814 г., торжественно проезжающими Триумфальную арку в Париже. Они сражаются плечём к плечу с гусарами и казаками, а под ногами у них различное вооружение поверженной армии французов. С левой стороны постамента скульптурная группа называется – “Боевой дух 112-й Башкирской кавалерийской дивизии”. Рельеф полностью рассказывает историю дивизии от создания до Дня Победы. Он показывает портретные фигуры – грудные и в полный рост командиров дивизии и входящих в неё полков; скачущих в атаку всадников; боевой путь дивизии от места формирования на станции Дёма, где находился её штаб, до композиции разрушенного здания Рейхстага. Танковая гусеница словно поверженный дракон извивается под напором кавалерии. Перед Рейхстагом можно разглядеть пленных немцев, поднявших руки вверх и разбитые немецкие танки. На боевом пути дивизии ветвью обозначено место гибели генерала – город Дебальцево (крупный железнодорожный узел). На рельефе отмечена и довоенная “книга жизни” Шаймуратова – разведчика и дипломата. Это стопка бумаг, поверх которой лист с китайскими иероглифами и традиционной для Китая лодкой. Открытая, т.е. официальная страница повествует о времени его службы военным атташе в Китае. Остальные страницы сомкнуты символизируя скрытую часть работы героя – его секретный доклад. Ещё ниже бумаг – револьвер, сделанный точно по образцу личного оружия генерала.

Тыльная сторона постамента орнаментирована изображениями главного символа башкирского народа цветка курая и 13 священных птиц, олицетворяющих собой фамильные рода башкир. Рядом с каждой птицей находится ветвь определённого дерева, по которой можно узнать свой род (Тамьян, Гайна, Кият, Юрматы, Минг и др.). Полёт птиц символизирует передачу силы духа от поколения к поколению. Родовые знаки сменяются сценами из кочевой и хозяйственной жизни башкир на фоне уральских гор, занятие скотоводством, юрты с верблюдами, башкир играющих на курае, момент соколиной охоты, отару овец. Дух народа и башкирский эпос выражены в сюжетной линии связывающей изображения героев фольклора – Урал-батыра на волшебном крылатом коне Толпар и льва, символизирующих общность мировых культур. Над ними скульптор поместил фразу генерала, которой он поднимал в атаку своих бойцов: “Потомки Салавата отступать не умеют!” и здесь же изображение самого Салавата Юлаева.

В верхней части постамента с обеих сторон раскинулись боевые знамёна 112-й Башкирской кавдивизии: Гвардии и Президиума Верховного Совета БАССР, под которыми воинская часть прошла всю войну. Здесь же разместились её награды – 4 ордена: Ленина, Красного знамени, Суворова II степени, Кутузова II степени, знак “Гвардия” и медали.

С двух сторон статую Шаймуратова обрамляет колоннада, придающая памятнику и всей площади законченный, монументальный вид. Колоннада состоит из 24 колонн, которые формируют два крыла – западное и восточное и 6 полукруглых пилястр. Высота колоннады 7,7 метра. Всё изготовлено из башкирского гранита Мансуровского месторождения в Учалинском районе. Колоннада как бы собрала воедино и подчеркнула ценность окружающей архитектурной застройки площади разного времени – довоенный конструктивизм и монументальный ампир послевоенной эпохи. Украшают колоннаду расположенные зеркально по краям так называемые арматюры – рельефы с классическим вооружением разных времён: каска, кираса, шапка башкирского воина, сёдла слева Салавата Юлаева, справа Минигали Шаймуратова, кольчуга, барабан, щиты, веер из сабель, пик, кремневых ружей, автоматов разных военных кампаний, в которых участвовали воины из Башкортостана. Всё это дополнительно погружает зрителя в военную историю. На мемориальных башнях венчающих колоннаду с обеих сторон размещены картуши с Указом о присвоении звания Героя Российской Федерации Шаймуратову Мингалею Миназовичу – генерал-майору (посмертно), а также поимённый список на башкирском и русском языках Героев Советского Союза бойцов 112-й Башкирской (16-й гвардейской) кавалерийской дивизии и пяти полных кавалеров ордена Славы. Все четыре мемориальные башни сверху украшены знамёнными группами общей высотой 11 метров. На фронтоне главная надпись ансамбля на русском и башкирском языках: “Павшим в боях за Родину посвящается”. Сама колоннада, огибающая памятник, символизирует единение народа перед лицом опасности.

Весь архитектурно-скульптурный комплекс сделал Советскую площадь главной площадью республики. Общие габариты композиции 62 метра в длину на 29 метров в глубину.

Памятник возвели по проекту народного художника России скульптора Салавата Щербакова и заслуженного архитектора Башкирии Константина Донгузова.