Меню Закрыть

Гвоздёвский Фёдор Алексеевич

1901, Калач, Воронежская губерния —
1962, Москва — 
советский инженер путей сообщения, генерал-майор, дважды лауреат Сталинской премии.
Возглавлял БАМ-проект (1930-е гг.), строительство оборонительных сооружений южного звена Волжской рокады (Иловля — Саратов — Сенная; 1941 г.);
 руководил прокладкой участков БАМа (Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань; Тайшет — Лена), строительством 
железнодорожной линий Наушки — Улан-Батор (Монголия).
В 1918 году вступил добровольцем в Красную армию. Воевал на Восточном фронте с белочехами и белоказаками, командующим 5-й армией                   М. Тухачевским был награждён именным оружием. За мужество и храбрость, проявленные в боях при взятии Уфы, награждён орденом Красного Знамени, который вручил лично М. Фрунзе. В составе Первой конной армии воевал против Деникина; летом 1920 году, будучи командиром кавалерийского полка, — против поляков, войск барона Врангеля; затем — против басмачей в Средней Азии. Получил звание комбрига; после ранения был уволен в запас.
Работал кузнецом и учился на рабфаке в Москве. В 1932 года с отличием окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. 
В июне 1938 года назначен руководителем созданного БАМтранспроекта (в Наркомате путей сообщения, с 8 февраля 1939 года — в НКВД СССР). 
Летом 1941 года, после начала войны, возглавил военно-полевое строительство № 13, организованное на базе БАМпроекта; руководил строительством оборонительных рубежей в Калининской области.
В 1942 г. руководил строительством железной дороги вдоль Волги (Волжская рокада: Сталинград — Саратов — Сызрань — Ульяновск — Свияжск). Часть полотна дороги была сделана из шпал и рельсов, снятых с уже построенных участков БАМа. Открытие движения на участке Сталинград — Саратов планировалось 1 декабря 1942 г., фактически первый поезд прошёл 11 сентября 1942 г. Эта железная дорога внесла немалый вклад в разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Заслуги Ф. А. Гвоздёвского были оценены орденом Ленина, орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда».
В мае 1943 г. был отозван с фронта для подготовки к форсированному строительству железной дороги Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань, 17 ноября 1944 г. присвоено звание генерал-майор инженерно-технической службы].
В 1946 г.  руководил строительством дороги Тайшет — Братск — Лена. Первый рабочий поезд из Тайшета прибыл в Братск 7 ноября 1947 г.
С 1953 г. возглавлял Главное управление промышленного строительства МВД СССР (с 1954 г. — в Министерстве среднего машиностроения СССР: строил объекты ядерного производства). В 1957 г. вышел на пенсию по состоянию здоровья.
Похоронен на Введенском кладбище в Москве.